Импортозамещать компоненты для российских самолетов будут в «квазиплановом» режиме

Как пишет РБК, в Минпромторге придумали новую модель импортозамещения в нескольких отраслях, в томч силе авиационной. Речь идет о «квазиплановом» режиме и гарантиях спроса, но не о «госплане, который сейчас никому не нужен».

Импортозамещать компоненты для российских самолетов будут в «квазиплановом» режиме

О том, что Минпромторг разрабатывает новую модель импортозамещения, предполагающую перевод ряда отраслей в «квазиплан», сообщил федеральный чиновник и подтвердил источник, знакомый с инициативой. По их словам, новое поколение импортозамещения будет основано на базе крупных «вытягивающих» проектов (или проектов-маяков, стратегических инициатив по созданию высокотехнологичной продукции), модифицированного механизма специальных инвестиционных контрактов (СПИК) и межрегиональных офсетных контрактов (со встречными инвестиционными обязательствами).

Квазиплановый режим планируется распространить, например, на судо- и авиастроение, элементы фармацевтической промышленности и производство оборудования, сказал один из источников. «Иначе в нынешних условиях просто не начать производить», — подчеркнул он, добавив, что Минпромторг разработал «линейки продукции, в которых могут быть заключены долгосрочные контракты и где государство может создать «длинное плечо» по спросу». По его словам, новую модель предполагается запустить уже осенью этого года.

Организационная модель импортозамещения может быть выстроена следующим образом: у Минпромторга еще до начала военных действий на Украине был список номенклатурных позиций сырья, материалов и комплектующих, а также средств производства, критичных в связи с отсутствием их серийного производства в России. Перечень насчитывал более 2 тыс. наименований. В первую очередь государство проведет консультации с потребителями этой продукции, чтобы выяснить, готовы ли они ее покупать и в каком объеме, пояснил федеральный чиновник, затем определит площадки, готовые эту продукцию произвести, и, наконец, если удастся их найти, определит конкретные привилегии и льготы, которые будут им доступны.

Новая схема импортозамещения не станет всеобъемлющим госпланом, уверяет источник, знакомый с инициативой. По его словам, власти понимают, что он сейчас никому не нужен. Кроме того, введение полноценного госплана в принципе невозможно, так как он предполагает, что все средства производства принадлежат государству.

«С финансовой точки зрения модель будет работать по принципам кластеров. Минпромторг и Минфин собрали набор преференций, таких как государственные гарантии, субсидирование процентных ставок, СПИК», — указал чиновник.

Модель работы кластеров сейчас тоже подвергается корректировкам. Выступая на Петербургском международном экономическом форуме, Владимир Путин поручил правительству к осени представить новые параметры их финансирования, налогообложения, поддержки производства на ранней стадии, упрощенного администрирования и создания механизмов гарантированного спроса на инновационную продукцию. В частности, речь идет о льготных кредитах по ставке не выше 7%, субсидировании покупки готовой продукции, полном отсутствии проверок.