Эксперт объяснил, в чем состоит сложность импортозамещения в самолетах SSJ 100 и MC-21

Западные санкции сильно ударили по российской авиаотрасли: эксплуатанты практически мгновенно оказались отрезанными от различных запчастей, комплектующих и расходников. Не удивительно, что власти взяли курс на полное импортозамещение современных лайнеров SSJ 100 и MC-21, однако сделать это будет непросто, и вот почему.

Эксперт объяснил, в чем состоит сложность импортозамещения в самолетах SSJ 100 и MC-21

По словам президент международной ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» Виктора Чуйко, эти пассажирские самолеты изначально проектировались с применением большого количества иностранных компонентов.

«Военная авиация практически не зависит [от иностранных партнеров и технологий]. Что касается гражданской авиации, на судах советского производства или 90-х годов большой зависимости нет, а вот [современные] самолеты, Sukhoi Superjet и МС-21, который заканчивает испытания, [по ним] большая зависимость. По Sukhoi Superjet иностранная комплектация в проекте составляла 80%, на МС-21 60%. Импортозамещение чрезвычайно важно, потому что в создавшихся условиях очень трудно эксплуатировать эти самолеты, и [задача] заключается в том, чтобы поднять роль науки, разработок на новый уровень, как минимум на мировой уровень», – сказал Виктор Чуйко.

Получается, что импортозамещать нужно не только двигатели (хотя это определенно главный компонент), но и много других составляющих. Работа по этому направлению уже ведется. Глава Минпромторга Денис Мантуров ожидает, что полностью импортозамещенный SSJ 100 с российским двигателем ПД-8 появится уже в следующем году. Однако получится ли столь быстро заменить все 80% иностранных компонентов и технологий, планировавшихся по проекту, российскими, – пока вопрос.

Говоря о проблеме импортонезависимости авиастроения, Чуйко отметил, что в целом перед страной должна стоять задача даже не столько импортозамещения, сколько производство продукта мирового уровня.

«Имортозамещение – не самоцель. Наша задача делать продукт мирового уровня, я бы назвал это импортоопрежением, когда мы работаем не просто [чтобы] быстренько запрыгнуть в уходящий паровоз, а [ставим задачу] выстроить техническую, научную образовательную политику так, чтобы мы изначально производство новых видов продукции прогнозировали и планировали с учетом экономической, технической и военной безопасности нашего государства», – согласился с Чуйко ректор УГАТУ Сергей Новиков.