Разрабатываемая в России система предотвратит столкновения беспилотников с другими летательными аппаратами

Российские инженеры приступили к созданию первой отечественной системы, которая позволит операторам беспилотников заблаговременно обнаруживать опасные сближения аппаратов в воздухе. Аналогичные разработки есть и в других странах, но они серийно еще не внедрены.

Разрабатываемая в России система предотвратит столкновения беспилотников с другими летательными аппаратами

Систему создает научно-производственное предприятие «Радар ммс», разработку назвали Detect-and-Avoid System (DAA). Она состоит из нескольких подсистем, главная из которых представляет собой первичные малогабаритные бортовые радиолокационные станции, работающие в диапазоне частот сантиметровых длин волн, или, как его называют, СВЧ. Их используют главным образом для радиолокации и радиорелейной связи.

«Бортовые радиолокационные станции данного диапазона позволят одновременно вести наблюдение за воздушными судами, находящимися в секторе обзора на расстоянии более 25 км. Система наблюдения будет передавать сообщения о пространственном положении беспилотника на наземные пункты управления движением и на воздушные суда, оборудованные этой системой», — рассказал директор направления беспилотных авиационных систем (БАС) компании Василий Анцев.

Также в нее входят приборы для измерения высоты, бортовой вычислитель для обработки данных и формирования команд изменения траектории полета. Он же отвечает за передачу сообщений об изменении маршрута оператору беспилотника и в пункты управления воздушным движением.

DAA можно будет использовать не только для задач гражданской беспилотной техники, но и адаптировать для обеспечения безопасности полетов малой авиации, вертолетов и самолетов. Система предупредит воздушные суда о наличии беспилотников на пути их следования.

«На данный момент мы ведем разработку системы для беспилотников массой от 30 до 700 кг, но планируем создать и ее модификации для более тяжелых и легких экземпляров. Но наиболее вероятные заказчики — представители малой авиации: вертолеты типа Ми-8 и дроны. Сегодня они практически ничем не оборудованы для предотвращения «ДТП в воздухе». Например, на севере высотный потолок составляет порядка 800 м, а видимость не слишком хорошая. В этих случаях можно и просмотреть летящий на тебя беспилотник», — рассказал Василий Анцев. Разработчики планируют завершить создание DAA в 2026 году.