В российских самолётах появится система сверхбыстрого реагирования на нештатные ситуации. Её адаптируют для перспективного сверхзвукового пассажирского лайнера

Исследователи Московского авиационного института разработали адаптивную систему управления летательными аппаратами, которая в десятки раз быстрее позволит реагировать на нештатные ситуации.

В российских самолётах появится система сверхбыстрого реагирования на нештатные ситуации. Её адаптируют для перспективного сверхзвукового пассажирского лайнера
Ту-144 – советский сверхзвуковой пассажирский самолет

Как пояснили в МАИ, человеку при такой нештатной ситуации, как отказ в системе управления, вызванной, например, сбоями в работе датчиков или стабилизаторов, требуется 4-5 секунд, чтобы распознать происходящее. И затем еще не менее 3-4 секунд, чтобы изменить свои действия. Адаптивная система управления способна реагировать на нештатную ситуацию в десятки раз быстрее – ей требуется 0,2-0,3 секунды.

«Если мы передадим системе управления способность человека адаптироваться к динамике объекта управления, к ее изменениям и оперативно реагировать на возникающие неполадки, то значительно повысим безопасность полета и точность пилотирования. Примерно 75% всех летных происшествий связаны с человеческим фактором. Новая система призвана значительно уменьшить этот процент», – сказал руководитель лаборатории «Искусственный интеллект и безопасность полета» НЦМУ «Сверхзвук», заведующий кафедрой 106 «Динамика и управление полетом» МАИ Александр Ефремов.

В российских самолётах появится система сверхбыстрого реагирования на нештатные ситуации. Её адаптируют для перспективного сверхзвукового пассажирского лайнера

Он добавил, что параметры системы управления настраиваются постоянно в течение всего полета. После распознавания проблемы специальный алгоритм меняет эти параметры для стабилизации ситуации. «Вероятность того, что алгоритм ошибется, нулевая», – отметил ученый.

Исследователи успешно апробировали свою систему на пилотажных стендах с участием операторов и летчиков. В МАИ считают, что систему можно в дальнейшем использовать и в разрабатываемом сверхзвуковом самолете, а также, например, на возвращаемых космических аппаратах, вертолетах и так далее.

Над проектом работают специалисты лаборатории «Пилотажные стенды и системы самолет-летчик» кафедры 106 МАИ в рамках деятельности лаборатории «Искусственный интеллект и безопасность полета» Научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Сверхзвук». Одной из целей центра является разработка инновационной конфигурации сверхзвукового пассажирского самолета.


Комментарии закрыты.